Энциклопедия индивидуального застройщика

Как спастись от коррозии

Когда строительство дома и обустройство участка закончены, необходимо подумать о том, как сохранить их «молодость». Особое внимание стоит обратить на сохранность материалов, подверженных коррозии. Обработанные специальными защитными составами металлические элементы будут не только радовать глаз, но и прослужат дольше. Это касается и трубопроводов им защита от ржавления просто необходима. А для того чтобы гидроизоляция была эффективной, нужно учесть, что почти для каждого вида трубопровода созданы свои антикоррозийные покрытия.

Чтобы сделать правильный выбор, необходимо не только принять во внимание, где и как проложены те или иные коммуникации, но также температуру внешней и внутренней среды, и даже диаметр используемых труб.

Битумно-мастичная защита

Такое покрытие состоит из слоя грунтовки (битумной, например «Биом-2», битумно-полимерной типа «Ижоры»), нескольких слоев мастики (на основе того же материала), выполняющих армирующую функцию стеклохолста или стеклосетки и защитной полимерной (реже битумно-полимерной) обертки. Согласно ГОСТ Р 51164 98, посвященному общим требованиям к защите трубопроводов от коррозии, толщина покрытия при заводском нанесении составляет не меньше 0,6 см, а при трассовом не менее 0,4 см. Защитные свойства такой изоляции довольно высоки, технология нанесения проста, кроме того, приятно радует цена. Но назвать изоляцию долговечной, значит слукавить. Свои основные характеристики она сохраняет на протяжении 10 15 лет. Кроме того, ее рабочая температура ограничивается диапазоном от 10 до +40DGС. При большем понижении слой становится хрупким и разрушается даже от незначительных нагрузок. При повышении же может произойти оплавка, что так же приводит к недостаточной гидроизоляции. Уступает битумно-мастичное покрытие другим материалам и по уровню ударной проч ности и биостойкости. Используют такие составы для защиты трубопроводов малых и средних диаметров (до 82 см), которые эксплуатируют при нормальных температурах (до +40DGС). Ведро битумной смеси обойдется примерно в 450 руб. (15 кг).

Мастики на резинобитумной основе

Подобные мастики продают в виде брикетов. Перед нанесением их расплавляют в специальных электрических котлах. При разогреве крышку емкости необходимо обязательно закрыть, а сам состав не должен кипеть. Оптимальная температура 160 180DGС. В процессе нагрева массу перемешивают, что позволяет добиться однородности вещества.

Перед нанесением изоляционного материала поверхность очищают от ржавчины, пыли и обезжиривают. Одно из условий при обработке ее температура составляет +15DGС и выше. Изоляция с помощью резинобитумной мастики состоит из слоя грунтовки, самой мастики и армирования (стекловолокно, стеклоткань и т. д.). Обычно для трубопроводов с большими диаметрами используют специальные машины. Самой популярной на сегодняшний день является битумно-мастичный агрегат СО-195. Стоит он 17 тыс. руб. Варианты малых сечений (или при работе в стесненных условиях) покрывают вручную, для этого применяют распылители или малярные кисти.

Чтобы добиться качественной защиты от коррозии, при монтажных работах необходимо придерживаться некоторых правил. Во-первых, пласт праймера (грунтовки) должен быть сплошным и ровным. Пузыри и подтеки не допустимы, так как на их месте впоследствии образуются слабозащищенные от агрессивных воздействий места. Разогретую мастику наносят на высохшую грунтовку в 2 мм, избегая попадания в изоляцию посторонних предметов. Армирующий материал торкретируют на еще неостывшую поверхность. Стеклоткань или стекловолокно наматывают спиралью с нахлестом не менее 30 см. При монтаже последнего слоя нужно следить за тем, чтобы не образовывалось складок и гофров. Наличие таких, казалось бы, мелочей знач ительно ухудшат результативность изоляции. При работе с мастиками нельзя забывать, что они горючи и при температуре 240DGС могут вспыхнуть. Стоимость резинобитумного средства «БРИТ-К» или «БУСТК» составляет примерно 80 руб. за упаковку в 2 кг.

Полимерно-ленточные покрытия

Их используют для газопроводов. Такой состав состоит из грунтовки (праймера), полимерной ленты, которая служит изоляцией, и защитной обертки. Последняя нужна для повышения прочности материала. Общая толщина покрытия составляет не менее 1,2 мм. В случае изоляции труб в заводских условиях количество пластов увеличивается. Причем не только изоляционных, но и обертки. Здесь толщина покрытия должна быть не менее 2,4 мм при диаметре трубы до 82 см; 1,8 мм до 53 см; при сечении до 27,3 см не менее 1,2 мм.

Достоинством полимерно-ленточных покрытий является диапазон рабочей температуры, который шире (от 20 до +40DGС), чем у битумно-мастичной, и сравнительно простой монтаж. Среди недостатков невысокая ударная проч ность, плохая устойчивость к сдвигу при осадке грунта (если речь идет о подземных трубопроводах). Когда последний уплотняется, он своей массой воздействует на трубопровод и изоляцию. При этом на боковых стенках системы состав начинает ползти. В результате могут образоваться гофры и складки, что не только резко снижает эффективность гидроизоляции, но и создает благоприятные условия для развития процессов коррозии. Обычно такому сдвигу подвержены трубопроводы большого диаметра (102 142 см).

Что есть еще

Для защиты от коррозии нефтепроводов используют и комбинированное мастич но-ленточное покрытие. Общая толщина материала составляет не менее 4 мм. Состоит изоляция из слоя праймера (грунтовки), мастики, полимерной ленты и защитной обертки. Недостатки ее такие же, как и у битумно-мастичных аналогов.

Для защиты нефте-, водо- и воздухопроводов применяют двухкомпонентный отверждающийся состав (например, «Лепта 12», «МЭБПХ»). Это пастообразное вещество, которое в процессе вулканизации становится высокопрочным. Изоляция защитит не только от влаги, но и от воздействия щелочи, кислоты, бензина, масел и растворов солей. Наносят ее шпателем или безвоздушным распылением. Обрабатываемая поверхность должна быть очищена. Оптимальная температура для работы от 15 до +20DGС.

Качество и надежность изоляции повышается, если нанесение материала происходит в заводских условиях, при которых применяют современные технологии (их использование невозможно при трассовом варианте).

Если на трубопровод уже была применена противокорозийка, но по каким-либо причинам пришло время ее поменять, необходимо счистить ее предшественницу. С задачей справится специальная очистная машина самоходная установка, которая механически избавляет от старого покрытия. Практикуют ее на линейных участках магистральных систем.

Волшебная химия

Помимо физических методов защиты существуют также и химические. Продлить срок работы магистрали можно с помощью удаления из воды растворенных газов, способствующих разрушению системы, то есть методом дегазации. Естественно, такую технологию используют только для трубопроводов, переправляющих воду: водопроводы, системы теплоснабжения. В последних, вследствие того, что температура жидкости довольно высокая, химические реакции (например, коррозия) протекают значительно быстрее. А значит, и срок работы без должной защиты недолог.

Для химической защиты применяют специальные аппараты дегазации и умягч ения воды, которые нельзя назвать новинкой, изготавливают их давно. Но сейчас появились усовершенствованные приборы, например ДУВТ (установка вакуумного типа). В отличие от ранних моделей она не так громоздка, и оч ищение воды в ней происходит более качественно. Конструкция агрегата позволяет совместить комбинацию процессов выделения из обрабатываемой среды кислорода и двуокиси углерода.

Перед тем как обессоленная и очищенная от примесей жидкость попадет в систему теплоснабжения или обычный водопровод, из нее удаляют растворенные газы. В основном кислород и углекислый газ. Для этого снижают давление над ее поверхностью. В результате большинство молекул уходит, а не растворяется в H2O. Одновременно с уменьшением последнего происходит процесс вскипания воды и дробления капель. В итоге качественно обработанная вода сама по себе становится отличной защитой трубопровода от коррозии.

2007, NskDom.ru